Ювелирные изделия великой княгини Марии Павловны Романовой(История.ФОТО)

На торги в Женеве выставлены ювелирные изделия великой княгини Марии Павловны Романовой, которые имеют историческое значение. Сразу же после захвата власти в России большевиками, первая часть их была тайно вывезена из России с британской дипломатической почтой. По прибытию в Лондон драгоценности были помещены в один из банков Сити, а два года спустя переданы Марии Павловне, которой удалось бежать из сотрясаемой революцией России. Многие из них уже распроданы.
Вторую же часть их 90 лет хранилась в банке Швеции и лишь недавно была обнародована и передана представителям семьи Романовых. Вот она — то и выставлена сейчас на продажу. Кроме этого на торги в Нью-Йорке выставляются ювелирные украшения, хранившиеся у княгини Натальи Палей.
Прочитав эту новсть, мне стало очень интересно взглянуть на эти драгоценности. Это оказалось непростым занятием. Но кое-что я нашла и представляю Вам их вместе с их историями. Кроме этого хотелось бы сказать несколько слов и о тех, кому они принадлежали…
Великая княгиня Мария Павловна — старшая
 (346x446, 37Kb)
Великая княгиня Мария Павловна (1854-1920) – принцесса Мекленбург-Шверинская, дочь великого герцога Фридриха-Франца II и Августы. С 1874 г. – супруга великого князя Владимира Александровича. Президент Академии художеств с 1909 по 1917 г.
Покровительствовала Обществу архитекторов-художников, патронировала выставку «Ломоносов и Елизаветинское время», состоявшуюся в Академии в 1911 г. Председательствовала на Съезде зодчих в 1910-1911 гг. и на I Всероссийском съезде художников 1911-1912 гг. В годы ее президентства разрабатывался план создания на первом этаже главного здания небольшого самостоятельного музея «старой Академии художеств» — залы слева от центрального входа до 4-ой линии (отнынешнего Салона до кабинета искусств включительно) принадлежали музею.
На ее средства на территории музея рядом с Кушелевской галереей был устроен зал памяти великого князя Владимира Александровича, выполненный по проекту архитектора В. А. Щуко.
Великая княгиня была активным сторонником строительства специального выставочного помещения — «Дворца искусств» — и с этой целью добилась передачи Академии в 1912 г. здания бывшей Государственной типографии (ныне это корпус Бенуа Государственного Русского музея).

ИСТОРИЯ СПАСЕНИЯ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ
Первую часть драгоценностей Марии Павловны-старшей спас агент британской разведки Берти Стопфорд
 (337x538, 27Kb)
История драгоценностей Романовых почти детективная. Драгоценные мелочи, портсигары и запонки, сделанные в основном мастерами фирмы Фаберже, принадлежали некогда великой княгине Марии Павловне (1854-1920), дочери герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха Франца II, супруге великого князя Владимира Александровича (1847-1909), сына Александра II и брата Александра III. После смерти супруга она была президентом Императорской академии художеств, но не только этим ограничивалась страсть Марии Павловны к прекрасному — она обожала драгоценности. Хроникеры писали, что после смерти супруга великая княгиня тратила свою пенсию на украшения, больше всего она любила изделия Фаберже и Болина. Мария Павловна оказалась одним из немногих членов императорской семьи, кому удалось спасти свои сокровища после революции. Как рассказывает вышедшая этим летом в Британии книга, помог русской великой княгине агент британской разведки Берти Стопфорд. Мария Павловна, спасавшаяся летом 1917 года от столичных беспорядков в Кисловодске, рассказала британцу о потайной двери, ведущей в ее будуар во Владимирском дворце, и о месте, где спрятаны драгоценности и деньги. Опытный разведчик проник во дворец и спас сокровища, деньги доставил княгине в Кисловодск, а драгоценности по договоренности с ней решил переправить в Лондон. В 1920 году Мария Павловна вместе с детьми смогла добраться до Парижа и там спустя три месяца умерла. Коллекция драгоценностей Великой княгини Марии Павловны состояла из подарков ее супруга Великого князя Владимира Александровича – 244 украшений, включая диадему с бриллиантами, и ее личных приобретений, сделанных в Петербурге, Лондоне и Париже.
В 1920-е годы дети княгини, оказавшись в эмиграции в сложном финансовом положении, приняли решение продать украшения. Дети вынуждены были распродать сокровища, например, так называемая Владимирская тиара ныне принадлежит британской короне.

Вторую часть драгоценностей великой княгини Марии Павловны спас шведский профессор Бергольц
 (282x367, 34Kb)
Мария Павловна была невероятно предусмотрительна. У нее в мятежном Петрограде был еще один друг. По версии представителя шведского МИДа Кристера Вальбека, в 1918 году в шведскую дипломатическую миссию в Петрограде пришел профессор Бергольц, близкий друг великой княгини Марии Павловны. Он передал на хранение драгоценности княгини, золотые, украшенные бриллиантами запонки для манишек и фраков и 60 золотых и серебряных портсигаров с бриллиантами, рубинами и изумрудами. После разрыва дипломатических отношений Швеции с революционной Россией содержимое миссии было вывезено в архив шведского МИДа. Там два мешочка — а теперь оказалось, что это две наволочки (они тоже выставлены на торги),— и лежали.
Пока в 2009 году шведы не решили, что Россия достигла достаточной степени культурности, чтобы не требовать царские сокровища обратно, и не передали ценности наследникам Марии Павловны. Теперь около ста предметов с вензелями и фотографиями царской семьи и с табаком, сохранившимся в табакерках, будет продано на Sotheby`s.

Уникальная история о том, как гражданин Англии из чувства личной дружбы помог царской семье
 (336x345, 10Kb)
В Англии вышла книга «Утраченные сокровища царей». Ее автор Уильям Кларк — бывший корреспондент Guardian и Times. в своей книге он описывает историю Берти Стопфорда, который был безмерно преданного царской семье. Он был очень близок к российской царской семье, как во времена царской России, так и после революции. Он продолжал дружить с княгиней Мари, когда она покинула Россию и переехала на Запад. В своей книге он описывает, как в июле 1917 года Стопфорд вынес сокровища Марии Павловны (жены дяди Николая II) из ее дворца и переправил их за рубеж, где семья Великой княгини после эмиграции смогла распорядиться ценностями по своему усмотрению. Случай Марии Павловны очень-очень редкий и счастливый можно сказать». Она располагала громадными средствами и была страстной охотницей за сокровищами, обожала бриллианты, сапфиры, и изумруды, собирала коллекцию со знанием дела. Несмотря на роль, которую Стопфорд сыграл в спасении фамильных драгоценностей Романовых, его имя практически не упоминается ни в российских, ни в западных источниках. Кларк рассказывает, что около 10 лет назад получил предложение от одной петербургской газеты опубликовать выдержки из своей первой книги «Утраченные сокровища царей». Тогда, по его словам, у него сложилось впечатление, что в России ничего не знают о «ситуации со Стопфордом». Очень мало людей в нашей стране, которые занимаются подобными исследованиями — их практически нет, потому что долгие годы вся информация была закрыта, поскольку она была связана с тайной убийства Романовых. Эта информация перестала быть секретной в 1993 году, когда Генпрокуратура взялась расследовать дело об убийстве царской семьи. Многие подробности о вывозе сокровищ узнали лишь потому, что западные исследователи и аукционы об этом писали. И на Западе можно было получить гораздо больше информации, чем в России. Ульям Кларк, в свою очередь, объясняет безвестность английского друга царской семьи неожиданным поворотом в судьбе самого Стопфорда — вскоре после возвращения в Лондон тот был арестован.
В дореволюционное время Берти Стопфорд доставлял частную корреспонденцию английского короля Георга V императору Николаю II. Среди близких друзей британца были звезды «Русского балета» Дягилева — Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина и Анна Павлова. Ближайшими же друзьями он считал членов семьи Великой княгини Марии Павловны. По возвращении в Лондон, куда британец вывез ее драгоценности, Стопфорд был взят под стражу. Его обвинили «в крайне непристойных действиях по отношению к человеку мужского пола» и приговорили к 12 месяцам принудительных работ в тюрьме. Отбыв наказание, Стопфорд больше не вернулся в Россию и очень редко бывал на родине, а жил в основном в Париже и на Сицилии, поддерживая связь лишь с самыми близкими друзьями. До сих пор достоверно неизвестно, как Стопфорду удалось вынести сокровища из дворца и переправить их через границу. Как предполагает Уильям Кларк, основываясь на дневниках и прочих документах времени, Стопфорд, видя панику друзей из окружения царской семьи, в какой-то момент «принял личное решение проникнуть во Владимирский дворец, чтобы спасти драгоценности Марии Павловны и деньги», прежде чем новые власти захватят ее резиденцию. В тот период Великая княгиня находилась в Кисловодске, где, весь цвет русской нации пережидал ужасные времена.
 (179x176, 15Kb)
Получив от Марии Павловны точные инструкции о местонахождении драгоценностей и «потайной двери», ведущей в ее будуар, в конце июля 1917 года Стопфорд проник в здание. Доподлинно неизвестно – один или вместе с сыном княгини Борисом. Передвигаясь по улицам мятежного Петрограда с двумя саквояжами, набитыми деньгами и драгоценностями, Стопфорд, несомненно, рисковал своей жизнью, пишет Кларк. Британец лично доставил деньги княгине в Кисловодск, а драгоценности, по договоренности с ней, решил переправить в Лондон. То ли используя свой дипломатический статус, то ли при помощи знакомого из британских ВМС, выезжавшего из России, Стопфорд осуществил свой план. Но кого интересовало то, что он спас личные сокровища Марии Павловны? Ну спас и спас – наверное, комиссионные получил, считали тогда на Западе.
Очень мало кто судьбой Романовых интересовался, если это не приносило какую-то выгоду или сенсацию.

Мария Павловна РОМАНОВА — младшая
 (236x445, 36Kb)
Родилась в апреле 1890 года, умерла в декабре1958 года в городе Констанца (Германия, Замок Майнау).
Она сводная сестра Наталии Палей, дочь Великого князя Павла Александровича Романова от его первого брака с греческой принцессой Александрой. Двоюродная сестра Николая Второго. Супруга шведского Кронпринца Вильгельма. С 1913 года — разведена. Эмигрировав после 1917 во Францию, открыла в Париже первую мастерскую — салон художественной вышивки.
Сотрудничала с домами моды Коко Шанель и Валентины Саниной. Автор мемуаров, профессиональный художник — фотограф. В эмигрантских кругах носила прозвище: «Золушка Романова». Потомки Марии Романовой и ее сына Леннарта наследовали в двадцатом веке шведскую корону.
Она хранила фронтовую Георгиевскую медаль и золотую медаль Парижской промышленной выставки «Ар Деко», давшей имя целой эпохе. А все остальное теряла много раз.
 (320x465, 51Kb)
Она написала несколько англоязычных книг, похожих на черновик очень мощного романа о России ХХ века. Была американским фоторепортером в Германии 1937 года и очень долго забытой тенью. Она одна из главных героинь известной книги А. Васильева «Красота в изгнании». Она пережила несколько жизней — и еще больше смертей. Про нее можно сказать, что «Мария Павловна — русская героиня ХХ века».
 (284x443, 29Kb)

ПРЕДМЕТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МАРИИ ПАВЛОВНЫ-СТАРШЕЙ.
Владимирская тиара
 (600x400, 76Kb)
Так называемая Tiara великой княгини Владимирской относится к личной коллекции ювелирных изделий королевы Елизаветы II. Она получила ее в наследство от своей бабушки королевы Марии, после ее смерти в 1953 году. Она получила свое название от великой княгини Марии Павловны, жены великого князя Владимира Александровича, третьего сына царя Александра II и брата царя Александра III.
Великая княгиня Мария Павловна поручила ювелирам, работающим при российском дворе сделать дизайн и изготовить эту изысканную тиару в 1890 году.
В конце 19 века российские ювелиры предпочитали включать сочетания алмазов и жемчуга в свои ювелирные произведения, таких, как ожерелья, серьги, диадемы и tiaras. Это было в моде в то время. Великая княгиня Владимир Tiara была задумана и выполнена в традициях конца 19 века и представляет собой комбинацию из бриллиантов и жемчуга.
 (700x350, 93Kb)
После большевистской революции 1917 в России и связанных с ним потрясениями, Великая Княгиня Мария Павловна-Старшая бежала со своей семьей на Кавказ, где она оставалась до 1920, в надежде на улучшение ситуации, и, все таки, бежала в Венецию на итальянском судне 13 февраля 1920 г.
Великая княгиня оставила ее знаменитую коллекцию ювелирных изделий, включая и Владимирскую Tiarу, во время своего бегства спрятанными в сейфе во Владимирской дворце в Санкт-Петербурге. Впоследствии члены британской Секретной службы разведки, которые были друзьями семьи Владимира, помогли им достать драгоценности из сейфа, а затем контрабандным путем переправить их из России через дипломатическую почту.
Великая Княгиня Мария Павловна-Старшая умерла вскоре после того, как она осела на юге Франции, в августе 1920 года. Дети княгини Марии Павловны продали тиару королеве Марии.

Золотой портсигар Романовых

 (467x600, 69Kb)
Среди украшений семьи Романовых, хранившихся в Швеции, было только золотых портсигаров 60 штук.

Табакерки Романовых

 (390x322, 45Kb)
 (319x284, 26Kb)

Яйца Фаберже

 (251x325, 28Kb)
 (251x325, 19Kb)
 (293x420, 32Kb)

ДИАДЕМЫ СЕМЬИ РОМАНОВЫХ

 (700x525, 38Kb)
 (512x348, 37Kb)
 (400x215, 36Kb)
 (400x326, 45Kb)

ПРЕДМЕТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ НАТАЛЬИ ПАЛЕЙ

 (498x500, 25Kb)

Информация отсюда:
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1251122
http://www.svpressa.ru/society/article/10965/
http://www.theroyalforums.com/forum…els-7180-3.html
http://www.liveinternet.ru/users/nadynrom/post64378892/
http://www.liveinternet.ru/users/pm…3488/page1.html
http://il-ducess.livejournal.com/68380.html
http://alexorgco.narod.ru/rmnv/A9.html

Запись опубликована в рубрике Коллекции выставленные на аукцион с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставьте комментарий