Лондонская Национальная Галерея

Лондонская Национальная Галереяimage005Марфа Всеволодовна Замкова
 В 1824 году решением британского парламента была открыта Лондонская Национальная галерея. Лондон в ту пору был последней из европейских столиц, в которой еще не существовало художественного музея, открытого для широкой публики. Такие музеи, как Уффици, Лувр и Эрмитаж, возникшие на основе коллекций королей или владетельных князей, были переданы народу в конце XVIII -начале XIX века. В Англии же коллекции монархов все еще оставались их собственностью и украшали лишь королевские дворцы.

Художественные коллекции, доступные для зрителя, были сосредоточены в трех художественных центрах Англии. В Британском музее, основанном в 1753 году, можно было любоваться скульптурами, медалями и книгами, но живописных полотен там было совсем немного. Далиджская галерея, построенная архитектором Джоном Соуном и открытая для публики в 1814 году, была, по сути, частным музеем, чья коллекция живописи включала в себя в основном произведения XVII-XVIII веков. Наконец, была Королевская академия, основанная в 1768 году как учебное заведение и место проведения выставок….

Микеланджело да КараваджоПаоло ВеронезеЭль Греко

Франсиско де Сурбаран

Диего Веласкес

Питер Пауль Рубенс

Антонис ван Дейк

Рембрандт ван Рейн

Франс Хальс

Ян Вермер Дельфтский

Никола Пуссен

Клод Лоррен

Франсиско де Гойя

Уильям Хогарт

Джошуа Рейнолдс

Томас Гейнсборо

Джон Констебл

Уильям Тернер

Жан-Батист-Камиль Коро

Жан-Дезире-Гюстав Курбе

Клод Моне

Огюст Ренуар

Эдгар Дега

Винсент Ван Гог

 

 

Дуччо ди Буонинсенья
Мазаччо. Томмазо ГвидиВан Эйк. Ян ван Эйк

Рогир ван дер Вейден

Дирк Боутс

Паоло Уччелло

Филиппо Липпи

Пьеро делла Франческа

Карло Кривели

Сандро Боттичелли

Джованни Беллини

Андреа Мантенья
Герард Давид

Иероним Босх

Лукас Кранах Старший

Ганс Гольбейн Младший

Пьетро Перуджино

Рафаэль Санти

Антонио Аллегри Корреджо

Тициано Вечеллио — Тициан

Питер Брейгель Старший (Мужицкий)

Якопо Тинторетто

В 1824 году решением британского парламента была открыта Лондонская Национальная галерея. Лондон в ту пору был последней из европейских столиц, в которой еще не существовало художественного музея, открытого для широкой публики. Такие музеи, как Уффици, Лувр и Эрмитаж, возникшие на основе коллекций королей или владетельных князей, были переданы народу в конце XVIII -начале XIX века. В Англии же коллекции монархов все еще оставались их собственностью и украшали лишь королевские дворцы.Художественные коллекции, доступные для зрителя, были сосредоточены в трех художественных центрах Англии. В Британском музее, основанном в 1753 году, можно было любоваться скульптурами, медалями и книгами, но живописных полотен там было совсем немного. Далиджская галерея, построенная архитектором Джоном Соуном и открытая для публики в 1814 году, была, по сути, частным музеем, чья коллекция живописи включала в себя в основном произведения XVII-XVIII веков. Наконец, была Королевская академия, основанная в 1768 году как учебное заведение и место проведения выставок. Однако она не располагала работами крупных мастеров, которые могли послужить образцами для копирования и источником вдохновения для начинающих живописцев. Поэтому художественная общественность Британии, страстно желавшая поднять уровень английской живописи и вообще национальной художественной культуры, ратовала за создание Национальной галереи, которая по своему уровню соответствовала бы славе и мощи страны.Одним из самых ревностных энтузиастов идеи создания галереи был сэр Джордж Бомон. Он пообещал передать в дар нации свое собрание картин в том случае, если для его экспонирования будет найдено достойное место, которое будет открыто для зрителей. Его примеру последовал коллекционер Холуэл Карр, поставив те же условия. Наиболее известными полотнами в их коллекциях были картины Рубенса, Каналетто, Рембрандта и Тинторетто. Бомон и Карр были в числе первых благотворителей галереи, до сих пор состоящей на две трети из дарений частных лиц.

Поначалу скептически настроенное, правительство вскоре переменило свою точку зрения и стало всячески способствовать созданию галереи. Этому помогла выплата Австрией военного долга, а также возможность приобрести на очень выгодных условиях коллекцию картин финансиста Джона Джулиуса Ангерштейна, умершего в 1824 году. Палата общин выделила для приобретения этого собрания 60 000 фунтов стерлингов, создав таким образом основу будущей Национальной галереи. Она и открыта была именно в доме Ангерштейна и располагалась там вплоть до 1838 года. Затем галерея была переведена на Трафальгарскую площадь в здание Британского музея, которое делила с ним около 30 лет.

Начиная с 1870 года здание галереи неоднократно расширялось. В ходе последней, относительно недавней реконструкции (1961-1975) к нему пристроили северные  крылья  с  отдельным  входом.

Крыло Сентсбери было торжественно открыто самой королевой. Здесь устроена экспозиция самых старых и ценных картин; в этом же крыле проводятся временные выставки. В помещении также располагается лекционный зал и компьютеризированный справочный зал для публики.

Сейчас коллекция старых мастеров в крыле Солсбери усилиями энтузиастов Национальной галереи продолжает постоянно расширяться — как за счет передачи картин в дар галерее частными лицами, так и благодаря поддержке общественных и частных благотворительных фондов. Так, совсем недавно галерея пополнилась работами Сера, Бермехо, Дюрера, Альтдорфера. Галерея стремится к пополнению собрания работами итальянских мастеров XIV-XV веков. Итальянская коллекция располагает картиной Фра Беато Анджелико, прекрасными работами Антонио Пизанелло и Филиппо и Филиппино Липпи.

Музей сумел собрать в своих стенах богатую коллекцию венецианской живописи, в которой представлены не только такие художники первого ряда, как Беллини и Мантенья, но и работы других прекрасных мастеров, например, Чима да Конельяно и Антонелло да Мессина. Есть в собрании галереи и ранняя работа Джорджоне, но поскольку в авторстве великого художника нет полной уверенности, это полотно чаще находится в запасниках.

По сравнению с собраниями Лувра, Прадо и Уффици, количество экспонатов Лондонской Национальной галереи не очень велико. Но галерея заслуженно гордится тем, что в ее коллекции представлены шедевры всех европейских школ с середины XIII до начала XX века. Другой предмет гордости — собрание работ Тициана, отражающее каждый творческий период великого мастера — от самых ранних работ (в которых его часто путают с Джорджоне) до поздних лет творчества.

Галерея, безусловно, проигрывает Прадо по числу картин испанских художников. Но именно в ее стенах находится самая большая за пределами Испании коллекция картин Веласкеса, в том числе и его знаменитая Венера с зеркалом — единственное произведение великого мастера, изображающее обнаженную натуру.

Музею принадлежит и прекрасное собрание картин Рембрандта, причем в этих работах отражается вся жизнь великого художника. В галерее есть Портрет Саскии в костюме пастушки — первой жены Рембрандта, а в скромной картине Женщина, купающаяся в ручье мы узнаем изображенную мастером Хендрикье Стоффельс, его вторую жену. Присутствуют в собрании и портреты, написанные Рембрандтом незадолго до смерти.

Музей обладает богатой коллекцией творений Рубенса: двадцать четыре картины — это много для самого престижного музея. К тому же большинство полотен художника, хранящихся в галерее, — это работы последних лет жизни, когда достигший высшей славы мастер позволил себе писать для собственного удовольствия и отказался от помощи подмастерьев.

В галерее, естественно, много работ Ганса Гольбейна и Антониса ван Дейка: и тот и другой были придворными художниками английских королей, и значительная часть их произведений осталась в Англии. Тут необходимо упомянуть о роли ван Дейка, как художника, способствовавшего развитию английской национальной живописи и, в частности, английского портрета.

Энтузиастам галереи удалось собрать достойную коллекцию работ «Малых голландцев». В ней есть и Адриан ван Оста-де, и Питер де Хох, и Герард Терборх. Галерея богата прекрасными пейзажами Якоба ван Рейсдаля.

Хранятся в галерее и шедевры, которые были бы драгоценны для любого музея мира, — это произведения Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего, Франса Хальса, Яна Вермера Делфтского.

Французская живопись представлена в Лондонской Национальной галерее необычайно разнообразно. В собрании много работ Пуссена и Лоррена, представляющих академическую линию развития французской живописи. Но в галерее есть и работы братьев Лененов, изображающих нищету французских улии с правдивостью, свойственной их кумир, Караваджо.

В коллекции галереи прекрасно представлен французский парадный портрет. Здесь и работа Филиппа де Шампеня, изображающая кардинала Ришелье, и прекрасный парадный портрет Антуана Пари кисти Гиацинта Риго — официального портретиста уже немолодого Людовика XIV.

XVIII век считается золотым веком французской галантной живописи. Это полные тихой грусти сцены Антуана Ватто и эротические толкования мифологических сюжетов Жана Оноре Фрагонара, и морализирующая живопись Никола Ланкре, и нежные, приведшие в восторг Салон в 1755 году, воздушные барышни Жана Батиста Греза, и по-настоящему прекрасная в своей демократичной простоте живопись Жана Батиста Шардена.

На рассвет английской живописи было отпущено немного времени. От прекрасных, немного консервативных работ Хо-гарта до пейзажей Тернера, уже смотрящих в живопись будущего века, прошло всего сто лет. Но за это столетие английские художники успели сделать многое. Среди их достижений и прекрасные парадные портреты сэра Джошуа Рейнолдса, первого президента Английской художественной академии, и работы гениального Томаса Гейнсборо, сумевшего с удивительным проникновением соединить в своих творениях пейзаж с изображением человека. Английское искусство было бы неполным, если отнять у него бесчисленные изображения лошадей, в том числе мастерски выполненные художником и профессиональным коневодом Джорджем Стаббсом. Величие английской живописи не понять без парадных портретов работы Томаса Лоуренса и изумительных пейзажей Джона Констебла, в которых отразилось все, что есть прекрасного в природе Британских островов.

Французская художественная школа представлена в Лондонской Национальной галерее портретами кисти Энгра и Давида, работами Делакруа и Курбе потрясающими зрителя цветовой насыщенностью и жизненной силой, проникнутыми лиризмом нежными пейзажами Коро и Добиньи. Эти двое — яркие представители товарищества художников, которых называют Барбизонцами — по месту, где они чаще всего писали свои полотна.

Галерея обладает также прекрасной коллекцией импрессионистов: Клода Моне, Эдуарда Мане, Огюста Ренуара, Альфреда Сислея и Камиля Писсаро, которую продолжает пополнять за счет частных дарений.

Все картины, принадлежащие Лондонской Национальной галерее, как правило, выставляются не по национальным или местным школам, а в хронологическом порядке. Такой принцип позволяет увидеть творческую связь художников различных стран и школ в пределах одного периода. Этому же способствуют и часто проводимые здесь выставки художественных шедевров из других музеев мира.

Расположенная в центре Лондона, Национальная галерея продолжает дело своих основателей. Она дарит посетителям возможность насладиться любованием бессмертными творениями мастеров живописи разных периодов и направлений, стран и эпох. И тщательно хранит их для грядущих поколений.

 

 

   

 

 

Запись опубликована в рубрике Великие художники, Коллекции самых интересных музеев мира. с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s