Экстраординарные нововведения-налог на уши и нос.

Уши и нос у налоговой на карандаше

Уши и нос у налоговой на карандаше

Уши и нос у налоговой на карандаше

Когда речь идет о насущных национальных интересах, подчас приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Тибетцам, чья родина уже более 60 лет оккупирована Китаем, к ним не привыкать. Тринадцатый Далай-лама фактически добился независимости Тибета, правда для этого пришлось пойти на ряд экстраординарных нововведений. Например, ввести налог на уши и нос.

Великий российский реформатор царь Петр постоянно нуждался в деньгах — на преобразования, на создание армии и флота, на войны. Они были необходимы для дальнейшего развития России. А поскольку первый император был большим поклонником передовой европейской культуры, то с не меньшим предубеждением относился к исконной русской традиции ношения бород. И, совместив приятное для себя с полезным для государства, нанес по ней удар рублем, введя в 1698 году пошлину на ношение бороды. Ее размер варьировался от 600 рублей в год для дворян и чиновников до 60 — для мещан. А крепостные крестьяне должны были платить по копейке «с бороды» при посещении городов. Этот налог был настолько эффективен, что просуществовал аж до 1772 года.

Примерно в такой же ситуации, как и основатель Российской империи, оказался после падения китайской династии Цин 13-й Далай-лама Тхуптэн Гьяцо, духовный и светский владыка Тибета. Провозгласив в 1912 году независимость своего государства от пекинского правительства, он оказался перед необходимостью эту самую независимость отстаивать. А суверенитет — удовольствие не из дешевых. Благо, молодой китайской республике, где только-только победила Синьхайская революция, было тогда не до отдаленных горных территорий на западе. Однако Тибетом, занимающим стратегическое положение в Центральной Азии, живо интересовалась Британская империя, в состав которой входила соседняя Индия. Для противостояния поползновениям западного соседа государство Тхуптэн Гьяцо нуждалось в реформе архаичного административного аппарата, основу которого составляли буддийские монахи, создании собственной полиции и эффективных вооруженных силах. Для всего этого нужны были деньги. Но взять их было неоткуда.


На рубеже XIX-XX веков высокогорный оплот буддизма Ваджраяны представлял собой слаборазвитую страну, экономической основой которой было малопродуктивное сельское хозяйство экстенсивного типа. На такой скудной налоговой базе было сложно содержать дееспособное государство. Потому налогами в Тибете были обложены практически все стороны жизни подданных Далай-ламы. Они должны были платить пошлины за свадьбы и за похороны, за рождение детей и содержание животных, за посадку деревьев, публичные танцы, за игру на барабанах и колокольчиках. Даже посадка в тюрьму и освобождение из нее облагались поборами с пользу государства. Такая всеохватность налоговой системы объяснялась необходимостью содержать огромную массу монахов — основу теократического режима далай-лам.

Благодаря реформам Тхуптэн Гьяцо влияние духовенства в административном аппарате буддийского государства значительно снизилось, возросла роль светских сановников. Далай-лама XIII упорядочил хаотичное тибетское законодательство, создал полицию, создал основу независимой финансовой системы страны, введя в оборот тибетские денежные знаки. Большое внимание он уделял и созданию собственных вооруженных сил. В 1916 году он отправил несколько офицеров тибетской армии в британскую Индию для обучения артиллерийскому делу и овладению навыками стрельбы из автоматического оружия. Но формирование регулярной дееспособной армии требовало постоянного финансирования, а денег в распоряжении лхасского правительства всегда было в обрез. Пока могущественные соседи — Британия и Китай — были заняты своими внутренними делами, за безопасность Тибета можно было особо не беспокоиться. Но ситуация изменилась в 20-е годы. В Китае в это время царил военный хаос, вошедший в историю как эпоха милитаристов. Ожидать от этих режимов-однодневок можно было что угодно. Да и британцы после войны вновь активизировали свою политику в отношении Тибета.


Поэтому Тхуптэн Гьяцо решил создать полноценную армию. Но денег для этого опять не хватало. А поскольку налогами в Стране снегов было уже обложено все, что только можно, придумать новый повод для поборов было не так легко. Однако в 1926 году тибетские чиновники придумали, на чем заработать деньги для солдат. Они предложили ввести пошлину на уши, по одному ляну серебра за штуку. Причем не только людей, но и домашнего скота. Так и было сделано. Те, кто по каким-либо причинам не обладал полным набором органов слуха, имели право на соответствующие налоговые поблажки.

А для уклонистов предполагалось суровое наказание — отсечение неоплаченных ушей. То ли из страха перед ним, то ли благодаря своей сознательности, рядовые тибетцы сполна выплатили оригинальную пошлину, благодаря которой в государстве Тхуптэна Гьяцо появилась собственная армия. Успех этой акции побудил лхасское правительство в следующем году провести еще одну фискальную кампанию подобного рода. На сей раз внимание сборщиков податей было нацелено на носы своих сограждан. Чем он были длиннее, тем больше приходилось платить. Однако, несмотря на нетривиальность методов, поставленных целей Далай-лама XIII достиг. Независимое тибетское государство просуществовало почти полвека, до прихода к власти в Китае коммунистов.

Реклама
Запись опубликована в рубрике правильное применение законодательства с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s