Биография Андрея Рублева(ФОТО икон).Воссоздание скульптурного портрета по костям.(ФОТО).


Биография и творчество Андрея Рублева

Андрей Рублев (+ ок.1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный.

Сперва был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где скончался и погребен.

Благовещение

Крещение Господне

Спас Вседержитель

Преображение Господне

Троица Ветхозаветная

Спас в силах

Архангел Гавриил

Дмитрий Солунский

Рождество Христово

Сретение Господне

Вход Господень в Иерусалим

Вознесение Господне

Святой Иоанн Предтеча

Архангел Михаил

Святитель Григорий Богослов

Святитель Иоанн Златоуст

Благовещение

Сошествие во Ад

Апостол Андрей Первозванный

Архангел Гавриил В древнем житии преподобного Сергия Радонежского, составленном учеником его Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами (список XVI в.), Андрей Рублев изображен в трех видах: сидящим на подмостках и пишущим на стене храма образ Нерукотворенного Спаса; приходящим к новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврской братией.

Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Деисис работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547.

Скончался преподобный в Андрониковом монастыре 29 января 1430.

Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества. На Стоглавом соборе (1551) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания: прямо было ведено «писати живописцем иконы с древних образов, как греческий живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и протчии пресловутый живописцы».

Большая работа по реставрации его произведений и уточнению его художественной биографии, проделанная в XX в., привела и к образованию романтической «рублевской легенды», извлекающей героизированную фигуру художника из анонимно-аскетической, надындивидуальной среды средневекового творчества.

Местночтимый как святой с XVI в., Андрей Рублев в наше время вошел и в число общероссийских святых: канонизирован Русской православной церковью в 1988; церковь отмечает его память 4 июля (17 июля н.ст.).

Творчество Андрея Рублева

Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Св. Руси. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина (“Спас”, “Апостол Павел” (находится в Русском музее), “Архангел Михаил”, все — рубеж XIV-XV вв.), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи.

В к. XIV — н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону “Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее, на сюжет «гостеприимство Авраама». Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным “голубцом” и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.

“Троица” рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи “Троицы” — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни. В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др. мастерами — Успенский собор во Владимире(роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.

Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна композиция “Страшный суд”, где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества Божественной справедливости. Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что к тому времени он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

В 1425 — 1427 Рублев совместно с Даниилом Чёрным и др. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. Колорит поздних икон более сумрачен; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427) последней работой Рублева. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на “Городке” в Звенигороде (к. XIV — н. XV в.), иконы — “Владимирская Богоматерь” (ок. 1409, Успенский собор, Владимир), “Спас в силах” (1408), часть икон праздничного чина (“Благовещение”, “Рождество Христово”, “Сретение”, “Крещение”, “Воскрешение Лазаря”, “Преображение”, “Вход в Иерусалим” — все ок. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр “Евангелия Хитрово”.

С 1959 в Андрониковом монастыре действует Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи.

Искусствовед М.В. Алпатов писал: «Искусство Рублева — это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания», «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию».

Эксперты-криминалисты воссоздают по костным останкам скульптурный портрет Андрея Рублева. Работа над реконструкцией облика святого иконописца длилась семь лет. Уже представлены первые результаты.В Спасском соборе Андронникова монастыря при раскопках было обнаружено захоронение XV века. В экспертную комиссию вошли историки, антропологи, судмедэксперты, искусствоведы. По мнению специалистов, останки предположительно принадлежат автору знаменитой «Троицы».Изображений великого русского художника Андрея Рублева не сохранилось — иконописцы не писали автопортретов, ведь это светская живопись. О том, как мог выглядеть Рублев, судят по кадрам из фильма Андрея Тарковского — иконописца сыграл Анатолий Солоницын.Эксперт-криминалист Сергей Никитин уверен, что в скором времени создаст достоверный скульптурный портрет Рублева. Несколько лет назад к нему обратился настоятель Спасского собора Андронникова монастыря. Во время археологических раскопок в алтаре храма было обнаружено захоронение двух монахов. После изучения остатков облачений и определения возраста погребенных, экспертная комиссия из историков, антропологов, судмедэкспертов, рентгенологов, искусствоведов, должна была ответить – действительно ли найденные останки принадлежат Андрею Рублеву и его учителю Даниилу Черному. Ответ был такой: «С большой степенью вероятности – да».»Был произведен рентгено-флюрисцентный анализ, который позволил определить, что вот эти два монаха вели одинаковый образ жизни и занимались одним и тем же делом, которое было связано с работами или с металлом, или с красками – живописью, — отмечает главный специалист Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы Сергей Никитин. — Было выявлено повышенное содержание свинца и цинка».Сергей Никитин в 94-м реконструировал портреты царской семьи, а позднее – некоторых святых Киево-Печерской лавры. Он использует так называемый метод Герасимова. Советский ученый Михаил Герасимов создал уникальную технологию восстановления лица по черепу. Среди его реконструкций исторических лиц — Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Тамерлан. За полвека методика претерпела лишь небольшие изменения и дополнения.»Сначала восстанавливаются основные жевательные мышцы мосетер и темпоралис, которые определяют овал лица, — рассказывает Сергей Никитин. — Потом вставляется глазное яблоко. У меня есть разработки по определению степени выступания глазного яблока. Я вот разработал такую методику – через обычную мясорубку сделал пятимиллиметровые полосочки. Одна полосочка к другой, потом накладываю губу – около 10 миллиметров».

Работа над реконструкцией облика, возможно, действительно, Андрея Рублева, длилась семь лет. «Хочется, чтобы образ был одухотворенный, — добавляет Сергей Никитин. — С глазами еще надо поработать, с бородой до конца не решил – подлиннее или покороче. Я абстрагировался и от образа Солоницына и от известных изображений Андрей Рублева. Для меня основой был только череп».

До завершения работы, по просьбе автора, показать скульптуру можно лишь фрагментарно. Но реконструированное Никитиным лицо, действительно, напоминает актера Солоницына. Характерная особенность этого портрета — выступающие скулы.

Сергей Никитин – и это понятно — на 99,9% уверен, что это автор знаменитой «Троицы» и никто иной. А Русская православная церковь не спешит с признанием найденных в Андрониковом монастыре останков. Впрочем, и ученые говорят о них с осторожностью, ведь на Руси было немало монахов, которых могли похоронить в этом алтаре в этот промежуток времени. А пока в день памяти святого иконописца вокруг Андроникова монастыря совершается крестный ход с образом преподобного Андрея Рублева.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Великие художники с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s