Биография Виктора Васнецова(ФОТО картин).

Виктор Васнецов


 

Биография Васнецова

 

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович [3(15). 5.1848, с. Лопьял — 23.7.1926, Москва], русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), действительным членом которой стал в 1893.

С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий («Народная азбука» Столпянского, изд. в 1867; «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, изд. в 1874). В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества («С квартиры на квартиру», 1876, «Военная телеграмма», 1878,- обе в Третьяковской гал.).

В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

Васнецов создал картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), проникнутая искренней поэтичностью, «Иван-царевич на сером волке» (1889), «Богатыри» (1881-98), исполненные веры в богатырские силы народа, «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897, все в Третьяковской гал.).

С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880- 1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся народно-поэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке «Снегурочка» А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам Васнецова,- пример творческой интерпретации подлинного археологического и этногр материала,- оказали большое влияние на развитие русского театрального-декорационного искусства в конце 19 — нач. 20 вв. Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия («Алёнушка»), то эпические по характеру («После побоища Игоря Святославича с половцами»), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи.

В 1883-85 Васнецов выполнил монументальное панно «Каменный век» для Исторического музея в Москве, в 1885-96 большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора Васнецов пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок. Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль «модерн».

Васнецов исполнил также ряд портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба — в Третьяковской гал.), иллюстрации к «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва). По его рисункам сооружены церковь и сказочная «Избушка на курьих ножках» в Абрамцеве (под Москвой; 1883), выстроен фасад Третьяковской гал. (1902). В советское время Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами («Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918; «Кащей Бессмертный», 1917-26; обе картины — в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).

БСЭ, «Брокгауз и Ефрон»

Картины Васнецова:

Княжеская иконописная мастерская 1870

Бой Кирибеевича с Калашниковым. Иллюстрация к поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 1891

Заречная слободка Берендеевка. Эскиз декорации для постановки оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» 1885

Палаты царя Берендея. Эскиз декорации для постановки оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» 1885

Снегурочка и Дед Мороз Эскизы костюмов для постановки оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»

Нестор-летописец, князь Александр Невский. Эскизы-варианты

Алимпий-живописец. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве

Автопортрет 1873

Картина «С квартиры на квартиру» 1876

Картина «Книжная лавочка» 1876

Картина «Акробаты на празднике в окрестностях Парижа» 1877

Этюд «Алёнушка»

Картина «Алёнушка» 1881

Портрет художника Аполлинария Михайловича Васнецова. 1878

Картина «Ковёр-самолёт». 1880

Картина «В костюме скомороха». 1882

 

Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой (1864-1920). 1884

Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой (1868-1906). 1883

Картина «Иван-царевич на сером волке». 1889

Картина «Дубовая роща в Абрамцеве». 1883

Портрет Елены Адриановны Праховой (1871-1948). 1894

«Радость праведных о Господе». Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Левая часть. 1885-1996

средняя часть

правая часть

Картина «Сирин и Алконост. Песнь Радости и Печали». 1896

 

Христос Вседержитель (плафон главного купола Владимирского собора в Киеве). 1885-1896

Страшный Суд. Западная стена Владимирского собора в Киеве. 1885-1896

Плащаница. 1896

Аспида Алтаря с фигурой Богоматери с Младенцем. Эскиз росписи Владимирского собора. 1885-1893

Княгиня Ольга. Эскиз-вариант

Коленопреклоненный Серафим. Серафимы со сложенными и поднятыми руками

Картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». 1880

Портрет дочери художника Татьяны Викторовны Васнецовой (1879-1961). 1897

Картина «Снегурочка». 1899

Картина «Богатыри» (Три богатыря). 1898

Картина «Царь Иван Васильевич Грозный». 1897

«Мария Магдалина». Оригинал для мозаики русской церкви в Дармштадте. 1899

«Богоматерь». Оригинал для мозаики русской церкви в Дармштадте. 1899

«Спаситель». Оригинал для мозаики главного иконостаса храма Воскресения в Петербурге. 1901

«Отечествие». Оригинал для мозаики православного собора в Варшаве. 1907

Картина «Баян». 1910

Картина «Три царевны Подземного Царства». 1884

Картина «Витязь на распутье». 1882



Запись опубликована в рубрике Великие художники с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s